Ты поразишь их жезлом железным сокрушишь их как сосуд горшечника



Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 2:9

Свт. Афанасий Великий

Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я

Упасеши я жезлом железным, то есть, крестом; ибо в нем, хотя вещество древа, но крепость железа. Некоторые же под жезлом разумеют римское владычество.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я

Смотри же: Бог взял перст от земли и сотворил человека, образовал его; пришел дьявол и извратил его; пришел сам Бог, снова взял человека, восстановил его, обновил его в крещении, и не оставил тела его глиняным, но сделал его “скудельным”. Он предал глину огню Духа: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11); крестит водою, чтобы обновить, а огнем, чтобы укрепить. Это издревле предсказывая, говорил пророк: «сокрушишь их, как сосуд горшечника». Не сказал [просто]: «как сосуды глиняные», какими они бывают в употреблении, но — «сосуд горшечника», т.е., именно какими они бывают во время работы над ними на станке горшечника; [разница в том, что] в работе у горшечника они [просто] глиняные, а у нас сосуды «горшечника» [Глиняный — из мягкой глины; такими бывают сосуды во время работы над ними горшечника, отсюда название — скудельный. Скудельный — обоженный глиняный. Выражение «сосуды скудельные» характеризует людей ветхозаветных, а слова апостола о сосудах скудельных относятся к людям, обновленным благодатью Крещения.]). Итак пророк употребляет выражение: «сокрушишь их, как сосуд горшечника», предусматривая обновление [падшего человека] через крещение. Он восстанавливает, говорит и обновляет. Я схожу в [воду] крещения, и мой вид преобразуется, огонь Духа обновляет его, и он делается горшечным. Что это не пустые слова, послушай Иова: «как глину, обделал меня» (Иов. 10:9). А Павел говорит: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4:7).

Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен.

Свт. Феофан Затворник

упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я

Блж. Феодорит Кирский

Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я

«Упасеши я жезлом железным, и яко сосуды скудельничи сокрушиши я», то есть сокрушишь римским царством, которое Даниилово пророчество в переносном смысле называет железным, по его крепости и несокрушимости. Сокрушает же на подобие сосудов, сделанных из брения. Ибо, когда отреклись иметь Его Единаго царем, и громогласно вопияли, говоря: «не имамы царя токмо Кесаря» (Ин. 19:15), поставил над ними просимаго ими Кесаря, и от воинства Кесарей понесли они наказание за нечестие. Если же кто думает, что сказано это не об Иудеях, но об язычниках; то надобно разуметь так: упасет язычников жезлом железным, Своим крепким и несокрушимым царством, и сокрушит их как сосуды скудельника, растворяя и возсозидая «банею пакибытия» (Тит. 3:5), сообщит им крепость огнем Духа. Так, предрекши о сем, блаженный Давид увещавает наконец и царей, и подчиненных, прибегнуть к Спасителю, с любовию принять спасительные законы, и в изучении и преподавании оных находить для себя пользу.

Евфимий Зигабен

Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я

Большею частию полагают, что пророк—псалмопевец разумеет здесь Иудеев, как бы так говоря: тех, которые не приняли Твоей проповеди, сокрушишь Ты жезлом железным, как сосуды горшечника, обозначая этим порабощение и господство над ними римлян. Ибо когда Иудеи отвергли царство Христово и признали над собою царем кесаря (Ин. 19,15); то тем самым утвердили власть его, от которой и погибли. Железным же назван жезл его, по причине невыносимой тяжести оного; в таком смысле имеет значение это слово в Апокалипсисе (2,27; 19,15) и в видениях пророка Даниила. Другие же предполагают, что здесь говорится о спасении язычников, толкуя этот текст таким образом: Упасеши я жезлом железным то же значит, что накажешь, обуздаешь, вразумишь их своею всемогущею силою, и как горшечник, увидев изделие свое неудавшимся, сокрушает его и пережигает в огне, чтобы сделать из него же новый сосуд; так и Ты, Господи, разрушишь мудрования язычников своим благовестием и затем купелию возрождения обновишь их, согрев божественною теплотою любви сердца их о Духе Святом.

Архиепископ Ириней (Клементьевский)

упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

Пророк означает чрез сие высочайшую власть Христову над Церковию и над всеми людьми, по силе которыя имеет Он право как благих награждать милосердо, так и злых казнить с такою неограниченною властию, с какою скудельник может жезлом сокрушить и в ничто обратить глиняные сосуды. Итак, в первой части стиха описывается власть Христова со стороны железнаго жезла, то есть, правосуднаго и нелицеприемнаго суда, которому никто противиться не может, а во второй со стороны людей подчиненных, которые в сравнении со Христом суть яко сосуды скудельные в сравнении с скудельником. Глагол: сокрушиши не мучительство означает здесь, но власть, данную Христу над всеми языками, по которой может Он, якоже хощет, или милосердо сокрушать неверие и грехи их, и претворять из сосудов безчестия в сосуды чести, или правосудно и строго наказывать вечными муками по их заслугам.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я

Прот. Григорий Разумовский

Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я

«Когда Царство Твое и власть Твоя, – продолжает пророк от лица Живущего на небесах Бога, – распространятся во всех странах и покорятся Тебе все народы земные, тогда Ты поразишь их жезлом железным, власть Твоя над ними будет тверда и несокрушима, как железо, и Ты будешь производить над ними суд правый и нелицеприятный, которому никто не может воспротивиться; Ты будешь добрых и правых награждать, а нечестивых и злых наказывать, будешь поступать так, как поступает производитель глиняных горшечных изделий, который хорошо сделанные сосуды определяет на доброе употребление, а негодные, неудавшиеся изделия разбивает, сокрушает или отпускает в нечистое употребление», – «ов сосуд в честь, ов же не в честь» (Рим. 9:21). В таком именно смысле слова сего стиха приводятся в книге Апокалипсис св. Иоанна Богослова (Откр. 2:27).

Объяснение священной книги псалмов.

Источник статьи: http://bible.optina.ru/old:ps:002:09

Псалом 2

В еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом не имеет в надписании имени Давида; существующее же в русской Библии надписание этого имени подтверждается свидетельством кн. Деяний ( Деян. 4:25 ), где Ап. Петр, цитируя слова 1 и 2 стихов этого псалма, называет их словами Бога, произнесенными «устами отца нашего Давида, раба Твоего» .

В Пс.2:1–4 ст. предсказывается неудача нападения врагов на помазанника Божия. Причиной этой неудачи является великое покровительство ему от Бога и обетование о том, что власть этого помазанника распространится даже по всему миру ( Пс.2:5–9 ), поэтому и его настоящее царствование над святым Сионом ( Пс.2:6 ) будет непоколебимым. Святость же горы Сиона зависит от пребывания на ней Бога, видимым знаком чего служит присутствие на ней Кивота Завета. Поэтому можно думать, что псалом написан уже после перенесения Давидом на Сион ковчега из Кариаф-Иарима.

Царствование Давида было временем постоянных войн. Самым сильным восстанием на него было восстание соединенных сил сирийцев и аммонитян. Можно думать, что изображаемое в псалме восстание на Давида народов и было во время его войны с сиро-аммонитянами. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду о будущей всесветной власти его над миром. Такое обетование, как видно из исторических книг ( 2Цар. 7:12–16 ), было дано Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство которого будет вечным. Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами.

В первой части псалма (1–9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1–5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6–9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа (10–12).

Пс.2:1 . Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

Пс.2:2 . Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

«Мятутся» – волнуются, «замышляют тщетное» – замышляют не осуществимое; «цари» – высшие правители государства, «князья» – военачальники. Под Помазанником Давид мог разуметь себя, так как он получил власть над народом еврейским от Бога через помазание его пророком Самуилом.

Пс.2:3 . «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

«Расторгн уть узы» и «свергн уть оковы» выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян ( 2Цар. 10:6–13 ), которые возбудили против Давида и сирийцев ( 2Цар. 10:6 ), ранее уже покоренных Давидом ( 2Цар. 8:5–6 ).

Пс.2:4 . Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

Пс.2:5 . Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

«Живущий на небесах» – по воле Господа и при непосредственно оказываемой Им помощи Давиду, это предприятие врагов вместо славы доставит им поругание и посмеяние, т. е. кончится неудачей, что действительно случилось и должно было случиться, так как враги вступали в борьбу с Богом, покровителем Давида, существом всемогущим.

Пс.2:6 . «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» 1

Пс.2:7 . воз­вещу определе­ние: Го­с­по­дь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

Давид противополагает непоколебимую прочность своего престола не успеху предприятия врагов; последние «самовольно» восстали на него, Давид же «помаза н» Господом. Враги должны погибнуть, так как Давид получил такое обетование от Бога: «Ты Сын Мой: я ныне родил Тебя» . В связи речи и применительно к историческому положению Давида в борьбе с сиро-аммонитянами это обетование может быть понимаемо, как ожидание Давидом помощи от Бога именно в данном случае, так как он сын Божий, т. е. находится под особенным Его покровительством, а естественно, что отец защищает сына, рожденного им (7).

Пс.2:8 . проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

Пс.2:9 . Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей (8), враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. «Жезл» – посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. «Железны й» посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него.

Пс.2:10 . Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

Пс.2:11 . Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

Пс.2:12 . Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Враги Давида «судьи земли» – высшие сановники, можно разуметь и царей, которым принадлежала и судебная власть, должны опомниться ( «вразумитесь и научитесь »), что им нужно не бороться против Бога, но с благоговением работать пред Ним, т. е. служить Ему, и за получаемые от Него милости радоваться пред Ним с благоговейным «трепетом» , со смирением, а не с гордым сознанием своих заслуг и своей силы. Продолжающееся же сопротивление их Богу вызовет Его гнев и их гибель.

Мы указали связь мыслей в этом псалме и его содержание в применении к обстоятельствам происхождения и поводам его написания. Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени.

Напр., 1) в 1 ст. изображается восстание на помазанника всех народов земли, какового всенародного восстания на Давида не было. 2) рождение Богом Давида «ныне» (7 ст.) буквально, конечно, не может быть понимаемо. 3) в 9–10 ст. предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя уложить в исторические рамки Давидова времени и личности Давида.

Мы уже указывали, что Давиду было дано обетование о происхождении от него Потомка, власть которого будет несокрушимой, вечной. Таким же Потомком был обетованный Мессия, и слова 7 ст. по кн. Деян. 13и по посл. к Евр. 1:5 , 5относятся к воплощению Сына Божия. Первые же два стиха в кн. Деян. 4:27–28 по объяснению апостолов прилагаются к изображению восстания на Христа как представителей власти евр. народа, так и римской, в лице Пилата; тогда же римская монархия была мировой; и восстание на Христа римлян было восстанием всего тогдашнего мира. Таким образом исторические обстоятельства, давшие повод к написанию псалма, послужили и поводом к изображению Давидом будущих мессианских времен, а потому этот псалом – пророчески-мессианский.

По переводу 70-ти: Я поставлен от Него Царем над Сионом, святою горою Его.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва: Дар, 2009. / Т. 3.: Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Псалтирь. 190-536 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – блаженный Феодорит Кирский
  2. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий
  3. Толковая Псалтирь – Псалом 1 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
  4. Толкование на Евангелие от Матфея – Глава 5 – профессор Александр Павлович Лопухин
  5. Толкование на Псалмы – епископ Палладий (Пьянков)
  6. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – архиепископ Ириней (Клементьевский)
  7. Книга Бытия – Глава 1 – преподобный Ефрем Сирин
  8. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 1 – протоиерей Григорий Разумовский
  9. Беседы на Псалмы – святитель Иоанн Златоуст
  10. Беседы на псалмы – святитель Василий Великий

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/2


Adblock
detector