Формы сосудов для гончарного круга



Формы сосудов для гончарного круга

Разнообразие гончарных изделий, которые изготавливались на Руси, внушительно. Однако, чтобы почувствовать его, достаточно вспомнить основные русские национальные формы.

На Руси каждый сосуд «знал своё блюдо», ведь пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд. Периодически неглазурованную посуду дезинфицировали. Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их на под вверх дном. А одних горшков в хозяйстве было с десяток. Это и горшок-кашник, и горшок-луковник, и горшок-братина, и горшок для щей.

Большие горшки с расширяющимися кверху стенками – кубаны – предназначались для солений, а пластичные кубари с крышкой – для крупы и топленого молока. Маленькие горшочки называли махотками. Интересно, что также называли и крынки с высокой шейкой. Под названием «корчага» на Руси бытовала большая группа крупных сосудов, очень похожих на горшок, но только без шейки.

В корчагах варили и хранили пиво, держали зерно, в корчагах-медяниках держали воду.

Назначение корчаги меняло её облик и название: так, в морянки собирали горячие угли, морили их. Морянки делали высокими, широкими внизу, сужающимися к горловине, на горячие угли плескали немного воды, потом закрывали горловину мокрой холстиной – угли гасли без дыма. Пивные корчаги, или пивняки, также делали высокими, но узкими у основания и плавно расширяющимися кверху, с широкой горловиной, оформленной узкими округлыми валиками. В нижней части пивняка, в нескольких сантиметрах от дна, делали небольшое отверстие для слива напитка, которое закрывалось деревянным штырём. Корчаги, в которые сливали готовый напиток, отверстий не имели, но зато обладали рыльцами, то есть носиками-сливами. Рыльце это могло быть широким, коротким или, наоборот, – длинным и узким, слегка загнутым кверху и торчащим в сторону.

Из изделий, имевших узко практическое значение, стоит отметить дымарь для окуривания пчёл.

В прямоугольных и круглых лотках готовили студень, в каравайницах с волнистыми гладкими стенками пекли сдобный белый хлеб – «помощник» и пироги со слоёной начинкой из лука и картошки. Горшки-ушатики с ручками служили для охлаждения молока в колодцах.

Особый интерес представляют сложные для изготовления на гончарном круге сосуды. Прежде всего, это квасники – сосуды для кислых щей, браги, пива, дрожжевых или фруктовых квасов.

Само название «квасник» появилось в Москве лишь в XIX веке, а самый ранний сосуд отмечен 1771 годом. Основной конструктивной частью квасника является его центральная часть, сделанная в виду полого «бублика», в середину которого помещался лёд для охлаждения содержимого квасника. Настоящие мастера крутили и до сих пор крутят «бублики» для квасников из одного куска глины. Среди сложных для изготовления сосудов также стоит отметить кухли – сосуды в виду бочонка, положенного на бок и с тонким носиком сверху, а также щанки (или двойняшки) – сдвоенные горшки с общей ручкой, в которых обычно носили обед в поле.

Из ритуальных предметов интересны небольшие горшочки для кутьи – рукоятки, используемые в течение 40 дней для поминальных обрядов, маленькая кадильница с ладаном – кацея, которая ставилась в головах покойника. Кадильницами также окуривали животных в первый день выгона скота.

В ритуальных кувшинах в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. Применялись горшки и во время свадебного ритуала – они разбивались в знак целомудрия невесты.

Конечно, это далеко не полный перечень изделий, которые изготавливались в когда-то многочисленных на Руси гончарных артелях. Что-то нам, возможно, еще подарят этнографы, что-то археологи.

— это процесс в котором участвуют умелые руки мастера и глина, действо, в ритмичных движениях которого рождается внутренняя связь между ними. До недавнего времени самим распространенным гончарным кругом был ножной круг, состоящий из вертикальной оси из железа, в верхней части которой укреплен небольшой диск, на котором происходит лепка, а нижний — маховик, который приводит в движение верхний круг. Сам же маховик приводится в движение ногой гончара. В последнее время всё чаще используется электрический станок: скорость вращения круга регулируется при помощи педали. Диск всегда вращается против часовой стрелки.

Приготовление кома. Перед началом работы на гончарном круге желательно приготовить несколько комов глины, которые следует накрыть влажной тряпкой, чтобы гляняное тесто не высохло.

После того как от цельного блока отделили количество глины, необходимое для изделия, глина разделяется на две части, которые снова соединяются решительным и сильным шлепком. Это повторяется несколько раз за тем глине придается форма шара.

Основные этапы. Главный принцип, положенный в основу работы на гончарном круге, заключается в сопротивлении с помощью одних только рук центробежной силе, которая при вращении выталкивает глиняный предмет за пределы круга.

Центровка. Глиняная заготовка помещается в центр круга. Чтобы её приготовить отделите небольшое количество глины, с которым вам будет удобно работать на гончарном круге, сильным движением бросьте заготовку на круг, и прижмите её нижнюю часть к кругу. Руки, слегка касаясь диска, охватывают ком глины. Надавливайте на глину, немного смещая её в разные стороны. Руки и запястья должны быть напряженными. Подталкивайте глину вверх, ладонями оказывая давления в нижней части кома, за тем перемещайте её опять вниз. Таким образом происходит проминка глины.

Углубление внутри заготовки. Большим пальцем левой руки нажимайте на центральную часть глины. Затем большой палец правой руки должен достать до дна, оставив слой для основания, в то время как левая рука поддерживает и направляет всю массу. Установив какой ширины будет изделие, приступайте к стенкам: большой палец с внутренней стороны, остальные пальцы — с внешней.

Формовка цилиндра. Цилиндр формируется после центровки и проминки глиняной массы. Теперь проделайте углубление и поднимите стенки.

Вытягивание стенок. Одной рукой примите положение «клещами»: указательный и средний пальцы располагаются с внутренней стороны, а остальные пальцы – с внешней. Второй рукой поддерживайте и направляйте изделие. Помните, что стенки должны быть одинаковой толщины. При этом косточка указательного пальца правой руки должна скользить по внешней стенке, а косточки пальцев левой руки , сжатые в кулак, должны изнутри прижимать их к стенке. Повторите эту операцию несколько раз.

Циклевание. Циклей разровняйте и разгладьте внешние стенки сосуда. После этого гончарной струной отделите изделие от гончарного круга. Снимать сосуд следует только сухими руками. Держите его осторожно, равномерно распределяя вес, так как изделие сохраняет пластичность и, следовательно, легко деформируется.

При работе руки всегда должны быть смочены водой, чтобы они легко скользили по поверхности изделия. Желательно иметь миску с водой, чтобы время от времени смачивать руки.

Расширение верхней части. После центровки и проделывания углубления в центре заготовки, настало время расширять кверху стенки сосуда, поддерживая при этом одинаковую толщину стенок. Самая распространенная ошибка на этом этапе работы- слишком тонкие и непрочные стенки, которые не могут сохранять форму.

Работа по расширению верхней части изделия особенно важна при изготовлении тарелок и блюд, небольших, средних и крупных размеров.

Формовка тулова. С тех пор, как появился гончарный круг, человек научился изготавливать круглые сосуды. Выполните заготовку, повторяя те же этапы, что и при изготовлении цилиндра: центровка, проделывание углубления и расширение, затем вытягивание вверх стенок. При придании сосуду шарообразной формы, руки занимают положение «молота».

Расширение стенки. Подушечками пальцев руки, которая находится внутри сосуда, надавливайте на стенку цилиндра смещая её от центра, в то время, как второй рукой придерживайте работу и давите с внешней стороны. Для сужения сосуда — с силой давите с внешней стороны к центру. Помогайте себе циклей.

Сужение. Выполняйте сужение до тех пор, пока отверстие не достигнет намеченного размера. Если сужающаяся часть сосуда должна иметь долинное и узкое горлышко, то надо равномерно нажимать руками, смещая глину как по направлению к центру, так и вверх.

Носик. Одной рукой придерживая надавливайте на стенку, а указательным пальцем второй руки поддерживайте изделие. Чтобы оно не смещалось с оси. Тем же пальцем нажимайте книзу, чтобы сформировать изгиб носика. Разгладьте стенки циклей и губкой. Если хотите расширить горлышко, вылепите носик для вытекания жидкости. Большой и указательный пальцы левой руки расположите над верхним краями оказывайте давление по направлению к центру. Одновременно указательным пальцем правой руки смещайте стенки к внешнему краю и вниз. Это движение будет определять форму сосуда.

Ручка. Приготовьте и хорошо промойте длинную и округлую полоску глины. Разгладьте её сверху вниз смоченными водой руками. Когда нижняя часть достигнет нужной длины и толщины отделите кусок глины.

Чтобы прикрепить ручку сделайте надрез на поверхности кувшина при помощи зубчатого резца. Приложите ручку к верхней части кувшина и прижмите её к краю кувшина. Тоже самое проделайте с нижней частью кувшина, разгладив место соединения таким образом, чтобы поверхность оставалась ровной.

Обтачивание. Когда изделие снимается с гончарного круга, его стенки еще недостаточно очищены. Слегка подсушите сосуд, чтобы он приобрел прочность и не деформировался при дальнейшей обработке. Снова поставьте сосуд на гончарный круг. Теперь скорость его вращения должна быть умеренной. Вам понадобятся стеки с железным концом. Особое внимание нужно уделять нижней части изделия — дну.

Запомните, — пока вы не научитесь рисовать по настоящему гармоничные формы сосудов, причем рисовать их двумя-тремя прикосновениями карандаша к бумаге, то, что вы будете лепить из глины, так и будет оставаться горшочками Винни Пуха, Поверьте уж моему опыту. Но ни в коем случае не смейте отчаиваться. Каждому человеку изначально присуще чувство гармонии, его надо только разбудить, вспомнить, если хотите. Гармония заложена в каждом из нас, начиная от формы нашего тела и кончая состоянием души. Просто порой нужно приложить немало усилий, чтобы ощутить эту гармонию в себе. Иногда приходится прибегать к специальным инструментам — ведь без помощи рояля или скрипки вы не услышите
сочиненной композитором музыки. Такими инструментами для осознания гармонии форм являются гончарный круг и теория конструирования этих форм.

Конструирование гончарных форм

Два слова — «алгебра» и «гармония», — казалось бы, такие разные по смыслу, впервые поставил рядом А. С. Пушкин, и с его легкой руки эти понятия стали неразлучны: алгебра получила элементы гармонии, а гармония элементы алгебры. Есть алгебра и в гармонии гончарных форм. При пристальном рассматривании найденных во время раскопок древнегреческих амфор или даже прабабушкиных деревенских кринок вы не можете не заметить их гармоничность, которая, в свою очередь, обусловлена определенными законами, в том числе и алгебраическими.

Вообще, природа не очень то щедра на средства выразительности. В распоряжении художников их всего семь — линия, цвет, объем, слово, звук, время и ритм. Вряд ли вы добавите к ним еще что-нибудь. И как это вам ни покажется странным, при помощи этих семи средств выразительности созданы все произведения искусств: от египетских пирамид до храма Христа Спасителя, от пещерных рисунков палеолита до полотен В. И. Сурикова, от неолитических глиняных богинь до мраморных шедевров О. Родена,

Каждое из искусств выбирает для себя несколько средств выразительности из этих семи, и таким образом мы получаем: живопись — это линия, цвет и ритм; скульптура -линия, объем и ритм; литература — слово, время и ритм и т. д. Нас в данном случае интересует гон-чарное искусство, которое ближе всего к скульптуре, а значит, гончар, так же как и скульптор, при создании своих произведений использует линию, объем, ритм — и еще цвет.

Рассмотрим на практике эти средства выразительности для гончарного искусства.

Конструирование гончарных форм

Нет ничего на первый взгляд более свободного, чем линия, однако это впечатление весьма обманчиво. Нет такой линии, даже самой витиеватой, которую нельзя было бы разбить на участки, не поддающиеся описанию математическими функциями.
Математиками давно уже открыты все существующие в природе линии: прямая, окружность, эллипс, гипербола, парабола, строфоида, циссоида, декартов лист, кардиоида, улитка Паскаля.

Художники используют практически все существующие в природе линии. Гончарам в этом смысле легче, — они ограничили себя и используют в своей работе одновременно всего три линии — прямую, окружность и параболу (вместо параболы могут быть использованы гипербола, эллипс и некоторые другие). Здесь надо заметить, что любой сосуд не может состоять более чем из трех линий, причем две из них — основные, создающие форму, и одна — вспомогательная, которая ее поддерживает.

Если профиль сосуда состоит более чем из трех линий, то он уже переходит в другое качество — приобретает свойство скульптуры.

Надо отмстить, что линии, которые используют гончары при конструировании форм, должны быть плавными, то есть должны обладать постоянной энергией роста, а значит, должны описываться математическими функциями, которые их обуславливают, — каждому увеличению значения по оси Ох соответствует постоянное увеличение по оси Оу,
Отсутствие плавности у линии делает ее непригодной для конструирования силуэта сосуда. На практике, конечно, может получиться сосуд и с не плавным силуэтом, но это уже, как правило, следствие отсутствия мастерства у гончара.

Анализируя криночные формы (формы кувшинов имеют в своей основе те же криночные формы)
я пришел к выводу, что все они делятся на пять групп, для каждой из которых характерны два вида линий.
• Прямая + окружность
• Прямая + парабола
• Окружность + окружность
• Окружность + парабола
• Парабола + парабола

Третья линия может быть использованна для формирования ножки (для любой из групп сосудов) и усложненной шейки (кумган, квасник).

То же самое можно сказать и о горшковой форме отличие только в соотношении высоты и ширины сосуда и соотношении высоты венчика и тулова.

• Прямая + окружность
• Прямая + парабола
• Окружность + окруж-ность
• Окружность + парабола
• Парабола + парабола

Все остальные гончарные сосуды конструируются на основе криночных и горшковых форм.
• Кувшины
• Рукомои
• Щанки
• Корчаги

В русской традиционной утвари имеются сосуды, созданные на основе бочкообразной формы, которые не требуют особых навыков конструирования.

Есть среди утвари сосуды, усложненные изящной фигурой тулова, ручки и носика. Особняком стоят сосуды, в основе тулова которых дисковидная форма.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Основными инструментами при лепке всегда оставались пальцы художника. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Поэтому не увлекайтесь работой стеками и помните, что основное их назначение — проработка деталей и удаление лишней глины.

Для начала попробуйте изготовить несложный сосуд. В глубокой древности простейшие сосуды просто выскребали из целого куска глины или же лепили их вручную. В Средней Азии в некоторых селениях до сих пор сохранился ручной способ лепки сосудов. Чтобы изготовить сосуд вручную, вначале вылепите его дно в виде круглой пластины.

Затем раскатайте небольшие куски глины в жгутики одинаковой толщины. Жгутики, начиная со дна, наращивайте виток за витком, делая диаметр каждого витка больше или меньше, в зависимости от требуемой конфигурации сосуда. При наращивании жгутиков одновременно затирайте щели между ними и выглаживайте поверхность сосуда. Для изготовления сосудов более сложной формы применяют гончарный круг.

История гончарного ремесла знает два основных типа гончарных кругов — ручной и ножной. И тот и другой работают благодаря инерции вращения.

Наиболее древний круг — ручной. Первое упоминание в нем относится к концу IV века до новой эры. Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы поддерживать во время работы равномерное вращение, постоянно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготовленные глиняные жгуты. На таком круге трудно лепить одному сосуды сложной формы, поэтому в Древнем Египте и Греции при формовке сложных сосудов мастер поручал вращать гончарный круг своему подмастерью.

Ножной гончарный круг появился гораздо позже и быстро вытеснил ручной круг. Теперь у мастера освободились обе руки для формовки сосудов. Повышенная мощность станка позволяет изготовить крупные и сложные сосуды, к тому же из целого куска глины.

Ножной круг состоит из деревянной станины, вертикальной металлической оси и двух деревянных дисков. В верхней части оси укреплен небольшой диск, на котором мастер формует изделие, а в нижней — маховик в виде большого деревянного круга. Нижним концом ось упирается в упорный подшипник. Гончар вращает маховик правой ногой, периодически подталкивая его, не давая угаснуть равномерному вращательному движению.

Теперь многие гончары работают на электрическом гончарном круге. Изготовить такой круг можно своими силами, используя вместо станины старый стол или столярный верстак. Устройство круга показано на рисунке. Электродвигатели могут быть самыми различными, но лучше взять двигатель от швейной машины — он снабжен педалью для регулирования скорости вращения.

Диаметр рабочего круга — 25—30 см. Круг выточите из бронзы, алюминия или пластмассы. Можно изготовить круг из многослойной фанеры, доски или древесностружечной плиты, но тогда придется для придания влагоустойчивости пропитать его несколько раз горячей олифой. Соотношение диаметров шкива электромотора и шкива круга рассчитайте так, чтобы круг вращался со скоростью 300— 350 оборотов в минуту. Учтите, что вращение должно происходить против часовой стрелки.

Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись терпением. Только после хорошей тренировки вы сможете изготовлять простейшие сосуды небольших размеров. Перед началом работы на круге приготовьте банку с водой для обрызгивания глины и смачивания рук. Понадобятся также губка для удаления со дна сосуда лишней воды, кронциркуль и проволока, к концам которой прикреплены деревянные ручки. Все эти приспособления показаны на рисунке.

Глину нужно положить на круг строго по центру — гончары называют эту операцию центрированием. Придав куску глины руками форму, близкую к шару, не сильным, но резким движением бросьте его как можно точнее на середину круга. Кусок глины должен хорошо прилипнуть к кругу. Чтобы облегчить центрирование, можно нанести на круг концентрические окружности.

Закрепив глиняную массу, включите мотор и, смочив руки водой, окончательно отцентрируйте глиняный шар, чтобы при вращении круга он казался неподвижным. Затем глину необходимо тщательно промять на вращающемся круге. Для этого ее то вытягивайте в высокий конус, то снова придавайте первоначальную сферическую форму. Эту операцию повторите несколько раз. Из промятой глины удалятся воздушные пузырьки, и она станет плотной и однородной.

Источник статьи: http://gorky-art-hotel.ru/formy-sosudov-dlja-goncharnogo-kruga/


Adblock
detector