Алебастровый сосуд с миром что это



Алавастровый сосуд

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» (Мф. 26:6–7).

«И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову» (Мк. 14:3).

«Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7:37).

Алавастровый сосуд — сосуд из алебастра, или алавастра. В античности алебастром называли минерал кальцит, который является материалом сталагмитовых отложений на полу и стенах известняковых пещер. Название свое алебастр получил от алебастровой горы и города Алебастрон в Фивах, в Египте (сейчас гора св. Антония). Алебастр высоко ценился, из него делали сосуды для хранения благовоний.

Для мира использовали высокий алавастровый сосуд без ручек, с длинным и узким горлышком. Горлышко запечатывали воском или глиной, чтобы содержимое не испарялось. Запечатанный алавастровый сосуд свидетельствовал об особой ценности благовоний, содержащихся в нём. Чтобы его откупорить, нужно было отбить горловину или сломать на ней печать.

Сосуд для мира найден в районе города Магдала.

Алавастровые сосуды с благовониями изображены на иконах в руках жен-мироносиц, пришедших помазать тело снятого с креста Господа Иисуса Христа.

Алавастровый сосуд. Музей храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

Источник статьи: http://hrampokrov.ru/novosti/istoricheskie-artefakty/alavastrovyy-sosud/

Православная Жизнь

Чем Мария Магдалина помазала ноги Христа и почему это возмутило Иуду.

Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин. 12:3–5)

Эпизод с помазанием Спасителя довольно известен и упомянут во всех четырех Евангелиях, хотя толкователи Священного Писания до сих пор расходятся во мнении, идет ли речь об одном событии или о нескольких и кто именно помазал ноги Спасителя. В Евангелии от Матфея личность помазавшей прямо не указана:

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26:6–7).

Ему вторит Марк. А вот у Луки мы встречаем несколько иной рассказ:

«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7:37–38).

И более конкретно рассказано у Иоанна:

«За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:1–8).

Помазание ног Христа. Миниатюра рукописи. Армения. XIII век

Итак, в двух Евангелиях рассказывается о некой безымянной женщине, Лука говорит о раскаявшейся блуднице, а Иоанн повествует о конкретном лице – Марии, сестре Марфы и воскрешенного Христом Лазаря. Западная христианская традиция считает, что здесь речь идет о Марии Магдалине, восточная же более осторожна в данном вопросе.

Однако, важно понять, что именно означало это помазание (или помазания, если их было несколько). Главный символический смысл данного жеста, который осознанно или под действием Божественного вдохновения совершила женщина, раскрывает Сам Господь: это подготовка к погребению ввиду скорой крестной смерти Христа.

Однако почему так возмутился Иуда?

Во всех свидетельствах упомянуто миро, и в двух случаях присутствует уточнение, что миро именно нардовое. В данном случае слово «миро» не стоит понимать буквально, как богослужебное благовоние, употреблявшееся в ветхозаветном храмовом богослужении. В оригинале евангельского текста мы видим греческое слово μύρον, что означает не только миро, но и благовоние вообще, духи. Т. е. здесь речь идет о неком благовонии на основе нарда.

Нард, нардостахис ятаманский (лат. Nardostachys jatamansi), именуемый также «мускусным корнем», «индийским нардом» или «индийской валерианой», – это многолетнее травянистое растение из семейства валериановых с розоватыми или бледно-сиреневыми цветками. Высота нарда обычно не превышает одного метра.

Растет нард в высокогорных районах Гималаев на высоте от 3000 до 5000 м над уровнем моря.

В переработку идут корневища, из которых и добывают благовонное эфирное масло янтарного цвета, очень густое по консистенции. Нардовое масло используется в качестве благовония, но также считается, что оно обладает и лекарственными свойствами, как успокоительное и средство от бессонницы. Аромат нардового масла характеризуется как теплый, древесный, травянистый.

Благовония на основе нарда были известны во многих культурах древнего мира – в Египте, в Древней Греции (есть упоминание в гомеровской «Илиаде»). Древний Израиль был знаком с нардом еще со времен царя Соломона (о нарде говорится в «Песни Песней»). Поскольку нард произрастает исключительно в Гималаях на территории Индии, Непала и Китая, это благовоние в странах средиземноморского региона стоило невероятно дорого. В своей «Естественной истории» Плиний упоминает больше десятка «нардовых» масел, при этом большинство из них были подделками на основе валерианы или лаванды. Таким образом, благовония с настоящим чистым нардом имели высокую цену. Лучшее нардовое масло из оригинальных ингредиентов изготовлялось в малоазиатском городе Тарсе и продавалось в небольших сосудах из алебастра, и именно о таком сосуде «нардового чистого драгоценного мира» говорится в Писании.

Античный алебастровый сосуд. От 300 до 100 г. до Р. Х.

Один такой сосуд мог стоить более 300 динариев (что равняется 75 сребреникам; чтобы получить такую сумму, нужно было около года работать на винограднике). Не удивительно, что корыстолюбивый Иуда, продавший Христа за более чем вдвое меньшую сумму, был возмущен. Ведь Иуда, который, как известно, ведал общими расходами ранней апостольской общины, и носил с собой «денежный ящик» для подаяний, явно претендовал именно на денежные пожертвования. Так порой люди, не умеющие ценить чужое внимание, получая дорогой подарок, говорят: «Ой, лучше бы деньгами».

В наше время нард все так же употребляется в парфюмерии, потому те, кто хотел бы узнать, как пахло то самое драгоценное нардовое миро, имеют такую возможность. Можно попытаться раздобыть настоящее нардовое масло, хотя, как и в древности можно нарваться на подделку (до сих пор чистое масло нарда стоит очень дорого).

Ощутимая нота нарда присутствует, например, в парфюме Jatamansi от L`Artisan Parfumeur.

Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/bibleyskie-aromaty-nard

Толкование Евангелия на каждый день года.
22 февраля

Когда был Иисус в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

«Когда был Иисус в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову». Очевидно, Симон был когда-то прокаженным, и получил это имя за свою болезнь. И если он принимает гостей, значит, он теперь исцелился. Больше мы ничего не знаем о нем. Что касается женщины — даже имени ее не дано. Все повествование сосредоточено на том, что он совершила.

Ее поступок был совершенно неразумен. Невозможно видеть, как такая огромная сумма тратится в одно мгновение. Цена мира составляла триста динариев. Триста динариев — это триста рабочих дней деревенского труженика. На двести динариев можно было накормить хлебом пять тысяч человек, как мы читаем в другом Евангелии (Ин. 6, 7). Чудо любви, которое Господь совершил, насыщая пять тысяч человек пятью хлебами, соединяется с чудом этого приношения. Оно столь же драгоценно, потому что в нем — выражение ответной любви ко Господу.

«Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?» Там были те, кто дал объяснение этому худшее, чем оно заслуживало. Они сказали, что это была пустая трата. Они изображали заботу о нищих: «Можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим». Любовь к нищим не может быть оправданием отсутствия любви ко Христу. Как часто строгий суд любящим Бога выносят те, кто, находясь в Церкви, не знают, каким сокровищем она обладает. «Какая напрасная трата», — говорят они, не понимая, что без первой заповеди о любви к Богу никогда не может быть исполнена вторая заповедь о любви к человеку. Этот «здравый смысл», который все более торжествует в мире, может вторгаться и в Церковь.

Христос же видит в поступке этой женщины явление великой веры и великой любви. Она приносит свой дар прежде Его страданий, приближение которых ощущается только любящей душою. «Она доброе дело сделала для Меня, — говорит Господь. — Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете». В том, что делает женщина, Господь видит нечто более важное, чем заботу о нищих. Речь идет о помазании Его тела, которое она не сможет совершить после Его смерти. Когда три жены-мироносицы придут ко гробу в воскресенье утром с ароматами в руках, чтобы исполнить положенное, тела Господа уже не будет во гробе.

«Она предварила помазать тело Мое к погребению». Все мысли и чувства Господа — о предстоящей Крестной смерти. И это заповедь нам — хранить память смертную. Многие подвижники Христовы заранее приготовляли себе гроб и все необходимое для погребения еще при жизни — такое благословение они приняли от Христа воскресшего. Ибо невозможно принять воскресение, не приняв вначале смерть. Вход Господень в Иерусалим был вступлением в смерть, и глава Его была помазана на погребение.

Господь был помазан при жизни, за трапезой у Симона прокаженного в Вифании за два дня до смерти. Нам показано, что смерть не имеет над Ним никакой власти, и что жизнь торжествует. Так пророчески возвещается Воскресение. Те, кто будет проповедовать Евангелие, будут говорить об этой безымянной женщине, но прежде всего — о том, что помазание Господа было не над мертвым Его телом. Потому что невозможно удержать в смерти Того, Кто входит Крестом в жизнь.

Он кровь Свою прольет за нас, и какую цену имеют по сравнению с этим все наши дары? Она на главу Его излила миро, чтобы было сияние любви над Его головой — не только Божественное, но и человеческое. Она разбила сосуд, чтобы отдать все, до капли. Христу должно быть принесено все, что мы имеем. Настоящая любовь не может ограничиться чем-то малым, не может подсчитывать, сколько нужно дать, чтобы это казалось приличным. Она отдает самое дорогое. И, отдавая все, что имеет, она понимает, что дает недостаточно. Приносим ли мы Господу благоухание такой любви — которая всем сердцем, всею душой, всею мыслью, всею жизнью нашей?

Это благоуханное миро до скончания века наполняет собою Церковь. Свет, который приносит эта женщина, светит во тьме наступающей ночи, окружающей Господа. Среди почти всеобщего отступничества и равнодушия эта верность Христу особенно драгоценна. И в наши дни, когда тьма все более нарастает, не может быть ничего дороже.

Господь заповедует нам всегда помнить об этом мужественном благочестии. «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала». Ибо сердце Евангелия — Крестная смерть и Воскресение Христово. Кто чтит Христа, будет почтен Им. Где исповедание Креста Христова, там рядом — радость Воскресения.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/4026.html


Adblock
detector