Алебастровые сосуды из гробницы тутанхамона



Сокровища гробницы Тутанхамона ч.1

Манекен Тутанхамона. Уникальный экспонат, вырезанный из дерева,загрунтованный и раскрашенный.

Большая статуя Тутанхамона. Эта окрашенная статуя из кварца изображает Тутанхамона. Несмотря на ее повреждения, лицо фараона сохраняет юное и безмятежное выражение.

Статуя Тутанхамона в натуральную величину.Она была одной из пары, которая когда-то обрамляла вход в погребальную комнату и действовала как страж гробницы и как Ка(дух)

Золотая статуя Тутанхамона, едущего на черном леопарде. Эта статуэтка — одна из пары, показывающей Тутанхамона на спине леопарда.

Ушебти из гробницы.Ушебти,или погребальные фигуры были предназначены, чтобы выполнить работу вместо покойного в загробной жизни. Они обычно делались из фаянса, дерева, или глиняной посуды и различались размерами.

Ушебти Тутанхамона в белой короне. Этот ушебти — один из 413, найденных в гробнице. Эта прекрасная статуэтка изображает фараона в Белой Короне Верхнего Египта. Вообще считается, что Белая Корона была сделана из серебра, в то время как Красная Корона Нижнего Египта — из окрашенной меди.

Ушебти Тутанхамона в нубийском парике.Все ушебти изображают молодого фараона, но отличаются по деталям, типа прически или головного убора.

Золотая статуэтка из гробницы Тутанхамона

Посмертная маска Тутанхамона из внутреннего гроба в его гробнице

Другой ракурс на знаменитую золотую маску, инкрустированную сердоликом, лазуритом и бирюзой

Алебастровый сосуд для благовоний в форме мифического льва

Браслет Тутанхамона с бусенками и скарабеями

Кулон с тронным именем Тутанхамона. Он украшен сложным способом: центральная часть кулона, представляющая имя короля,сделана из лазурита. Ниже — иероглифический знак «клюв», который напоминает корзину, инкрустированную синим стеклом; выше — солнечные и лунные диски, сделанные из электрума.

Перчатка Тутанхамона. Одна из двух, найденных в гробницы. Сделана из льна.

Источник статьи: http://humus.livejournal.com/614057.html

Алебастровые сосуды из гробницы тутанхамона

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

сокровища Тутанхамона в деталях

выставка сокровищ из гробницы Тутанхамона / 23 марта 2019- арт-комплекс La Villette, в Париже

Большинство предметов было обнаружено в 1922 году у гробницы Тутанхамона в Долине Царей британским археологом Говардом Картером. Треть из них была впервые вывезена из Египта. В 2022 году они будут переданы на вечное хранение в Большой египетский музей.

Гробница Тутанхамона На заднем плане виден вход в гробницу Рамсеса VI

Мумия Тутанхамона в довольно плохом состоянии,фараону было 17-19 лет.на мумии обнаружено 143 различных предмета,
относившихся к амулетам и украшениям разного характера

.Ну,народ,раздели разули,по музеям и частным коллекциям растащили,на аукционах зарабатывают млн ,
голым выставили,-
а по уму,-все собрать туда ,где взяли.

. попробую отследить детали на заморских сайтах,
потому,что на русско-язычных -просто картинки без описания..

Корона с коброй
это было наивысшее посвящение

Ювелирные изделия и регалии

Этот красивый деревянный стул — в тонкий слой золота, с вкладок полудрагоценных камней и серебра.

Оружие являются в виде крылатых змей, в двойную корону верхнего и нижнего Египта, охраняет двух cartouches тутанхамон. Ножки кресла сделаны в виде лап льва, а также возглавил с головами.

На передней части трона — прекрасная сцена королевы Ankhesenpaaten, склоняюсь с любовью к своему мужу, который сидит на стуле; она нежно прикасается к нему с одной рукой, и держит в другом в сосуд. Король здесь, одетый в парик и сложную корону; ниже он носит длинный килт. Между двумя фигурами, в светит свои лучи на них. Ряд из четырех uraei можно увидеть на задней части трона.

изготовлено из золота, серебра и полудрагоценных камней и является отличным примером перегородчатой ​​ткани.

Центральный элемент — скарабей, сделанный из полупрозрачного зеленого халцедона. К нему прикреплены открытые крылья и хвост стервятника (нехебет), инкрустированные цветным стеклом. Ноги птицы сжимают иероглиф шэнь, который является символом вечности. Он также держит букет цветов лотоса (справа) и лилии (слева), символы Верхнего (Южного) Египта.

Ниже хвоста стервятника — гирлянды лотоса (Верхний Египет) и папируса (Нижний Египет). По бокам скарабея расположены профили двух кобр, инкрустированные цветной стеклянной пастой и несущие на головах желтые солнечные диски.

На крыльях стервятника покоится тонкая лодка с ушком Веджата, левый глаз Хоруса изображает луну и окружен двумя лицом кобры с солнечными дисками на головах. Эта лодка представляет путешествие Луны, которая в египетской мифологии плыла по небу каждую ночь.

Над лодкой серебряный лунный диск с золотым полумесяцем. На золотом рельефе изображены три фигуры — главные герои сцены небесной коронации. В центре фараон, носящий корону (с луной над ним) и окруженный двумя божествами, делающими защитные жесты, — слева — бог луны с головой ибиса Тота, а справа — бог ре-хорахты во главе с соколом.

Пектораль представляет собой сочетание символики, смешивающей луну и солнце как небесные тела, связанные с властью египетских царей.

с использованием золота, серебра и полудрагоценных камней
Центральными элементами являются три скарабея. Пектораль представляет собой сочетание символики, смешивающей луну и солнце как небесные тела, связанные с властью египетских царей.

Гибкий ошейник Nebti, сочетание Nekhebet и Buto (гриф и крылатый змей) с превосходным качеством исполнения. Состоит из 171 золотых бляшек, инкрустированных полихромным стеклом и зашитых вместе краями крошечных бусин. У каждой есть крошечная петелька сверху и снизу, и они были соединены вместе, чтобы сделать весь кусок «целым».

Гибкий воротник из Nekhebet (стервятник) с превосходным качеством изготовления, состоящий из 256 золотых бляшек, инкрустированных полихромным стеклом и переплетенных с крошечными бусинами.

Грудь Тутанхамона (от шеи до живота) имела 35 различных предметов. Эти объекты были в семнадцати группах и в тринадцати различных слоях упаковки.

Первый из слоев представлял собой серию золотых воротников, простирающихся под ключицей и закрывающих плечи. Эти ошейники «свисали» с шеи за проволоку, а сзади был манжет. Каждый ошейник частично перекрывал друг друга.

Последний ошейник был справа от центра его груди и был от Ястреба.

Ястреб.
Это последний из четырех воротников, покрывающий грудную клетку Тутанхамона, и он был справа от центра его груди. Это стандартный воротник из трубчатых бусин и имеет головы ястреба на обоих концах.

Грудное украшение — было очень популярно и распространено в египетских захоронениях

У большинства есть спинной орнамент, который свисал вниз по спине, выступая в качестве противовеса, а также в качестве крепления с использованием золота, серебра и полудрагоценных камней Центральный элемент — это скарабеи, которых поддерживают богини погребения. Пектораль представляет собой комбинацию символики, смешивающей луну и солнце в качестве небесных тел, связанных с властью египетских царей и предназначенных специально для погребения.

Драгоценный браслет, на котором изображен жук скарабей.

Источник статьи: http://li-ga2014.livejournal.com/730043.html

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • (0)
  • Бурятия (16)
  • Вязание (79)
  • Вязание крючком (24)
  • тапочки-носочки (10)
  • для чайника))) (61)
  • здоровье (149)
  • зрение (13)
  • лекарственные травы (41)
  • массаж, биоточки (31)
  • о воде (3)
  • о питании (20)
  • о соли (4)
  • первая помощь (5)
  • упражнения, гимнастика (20)
  • интервью (54)
  • исторические портреты (342)
  • история руси (62)
  • история с иллюстрациями (1097)
  • О городах-1 (2)
  • археология (30)
  • женщины в истории (50)
  • женщины в истории-1 (50)
  • женщины в истории-2 (50)
  • женщины в истории-3 (50)
  • женщины в истории-4 (14)
  • история дореволюционной России (174)
  • история религии и религиозные праздники (88)
  • история СССР (61)
  • история СССР-1 (56)
  • история СССР-2 (50)
  • История СССР-3 (46)
  • Китай (47)
  • музеи (90)
  • О городах (50)
  • О городах-1 (54)
  • О городах-2 (49)
  • Япония (50)
  • Япония 1 (2)
  • Кошки (126)
  • лекции по фольклору (90)
  • маленькие заметки (1021)
  • даты, даты (469)
  • наш двор, наш город (65)
  • о детях и внуках (115)
  • погода (208)
  • Мир искусства (820)
  • живопись (531)
  • миниатюра (13)
  • мои тематические подборки (49)
  • мои тематические подборки1 (47)
  • мои тематические подборки2 (49)
  • мои тематические подборки3 (22)
  • рисунки (295)
  • скульптура (38)
  • статуэтки, малая скульптура,куклы (51)
  • ювелирное искусство (50)
  • Мир книг (453)
  • Ахматова (16)
  • Бродский (9)
  • Лермонтов (24)
  • Марина Цветаева (24)
  • Михаил Булгаков (10)
  • Поль Верлен, Артюр Рембо (7)
  • Пушкин (49)
  • Пушкин 1 (1)
  • Сергей Есенин (7)
  • стихи (209)
  • Тютчев (6)
  • Федерико Гарсиа Лорка (9)
  • Мир музыки (235)
  • Бетховен (8)
  • Верди (10)
  • И.С.Бах (13)
  • Моцарт (9)
  • Перголези (2)
  • Чайковский (11)
  • Шопен (6)
  • Мир танца (80)
  • фламенко (16)
  • новости (162)
  • обучение (400)
  • Природа (571)
  • космос (30)
  • птицы (50)
  • птицы1 (8)
  • стихия (113)
  • фауна (234)
  • флора (139)
  • притчи, афоризмы (66)
  • пропавшие люди (430)
  • Родная сторона (71)
  • рукоделие (76)
  • джинсовые идеи (4)
  • Прически (4)
  • рукоделие (58)
  • шитье (12)
  • сатира в политике (26)
  • спектакли, кино (84)
  • украина (23)
  • Юмор, сатира, пародия (73)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Трансляции

Статистика

Сокровища великих цивилизаций: золото гробницы Тутанхамона

Сокровища великих цивилизаций :гробница Тутанхамона.

Прошло уже более 90 лет с того дня, когда английский археолог и египтолог Говард Картер обнаружил вход в гробницу фараона Тутанхамона в Долине царей близ Луксора. Там исследователей ожидали великие сокровища. А смерти, последовавшие вслед за открытием, породили волну слухов о «проклятии фараона».

Говард Картер занимался археологией с 1891 года, вступив в возрасте 17 лет в Британскую организацию археологических исследований Египта. К 1899 году он принимал участие в ряде археологических экспедиций в Египте, зарисовывая надписи, скульптурные изображения и архитектуру Древнего Египта.

В частности, он работал на раскопках в Бени-Хассане, резиденции периода Среднего царства. Некоторое время начинающий египтолог работал под началом ведущего специалиста в области археологии Уильяма Флиндерса Питри. Известность ему принесли проведённые в 1893—1899 годах исследования Джесер Джесеру — построенного в XV веке до н. э. архитектором Сенмутом для женщины-фараона Хатшепсут террасного поминального храма и скальной гробницы в Дейр-эль-Бахри на западе Фив.

Успех, сопутствовавший Картеру в открытии храма Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри), предопределил его назначение в 1899 году генеральным инспектором Египетского отдела древностей, откуда он уволился в 1905 году после конфликта между охраной египетских памятников и группой буйствовавших пьяных французских туристов.

В 1902—1914 годах Картер инспектировал работы американского археолога Теодора Дэвиса, получившего разрешение египетского правительства проводить раскопки в Долине Царей. Дэвис и Картер обнаружили целый ряд усыпальниц знаменитых фараонов Нового царства, в частности, гробницы царицы Хатшепсут, Тутмоса IV, Хоремхеба, Рамсеса Саптаха, а также саркофаг с останками, отождествлёнными с мумией «фараона-еретика» Эхнатона.

В 1906 году Говард Картер познакомился с археологом-любителем и коллекционером древностей лордом Карнарвоном, выделившим средства на дальнейшие археологические изыскания профессионального коллеги. С 1914 года Картер и Карнарвон приступили к совместным раскопкам в Долине Царей. В результате их сотрудничества при раскопках фиванского некрополя были открыты гробница Аменхотепа I и захоронения нескольких цариц XVIII династии. Дальнейшие раскопки были прерваны Первой мировой войной, но, как только позволили обстоятельства, Картер убедил Карнарвона продолжить исследования в Долине Царей.

Тандем Картера и Карнарвона вскоре стал всемирно знаменитым: азартный Карнарвон нашёл храброго, практичного и самоотверженного энтузиаста, идеально подходящего для реализации идеи, которой был одержим лорд — находки гробницы неизвестного до тех пор эфемерного фараона конца XVIII династии — Тутанхамона.

Научное сообщество скептически отнеслось к изысканиям Картера и Карнарвона, а вскоре и сам лорд утратил интерес к неудачным раскопкам. Однако 4 ноября 1922 года Картер нашёл засыпанный вход в гробницу KV62, причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. Строители усыпальницы фараона XX династии Рамсеса VI, видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняло её относительную сохранность.

Дом близ фиванского некрополя, в котором работал Картер
26 ноября 1922 года Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу (грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в неё ещё во времена XX династии). После длительных раскопок 16 февраля 1923 года Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился саркофаг фараона.

Гробница Тутанхамона (KV62), открытая Картером

Среди погребённых с ним утвари и прочих предметов было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния Амарнского периода. Гробница юноши-царя, остававшаяся запечатанной более трёх тысяч лет, оказалась практически не тронута расхитителями гробниц и содержала более трёх с половиной тысяч предметов искусства, большая часть которых находится ныне в Каирском музее.

Погребальная маска Тутанхамона. Египетский музей, Каир, Египет

Самым прославленным экспонатом музея считается найденная в той же гробнице посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.

Золоченый Лев , груда одежды и другие объекты в прихожей.Стены погребальной камеры охраняют статуи.

Первые камеры,как видите просто нагромождение вещей

Торжественная кровать в виде небесной коровы, окруженная другими объектами в преддверие гробницы.

Открытие гробницы малоизвестного преемника знаменитого Эхнатона освещалось в средствах массовой информации как самое значительное открытие в истории египтологии и, возможно, археологии вообще. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

Статуя Tутанхамона в Карнаке, Египет.Тутанхамон — фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового царства, правивший приблизительно в 1332—1323 годах до н. э.

Фараон Тутанхамон был весьма незначительным правителем и не прославился в истории абсолютно ничем. Известно только, что он умер очень молодым. И если бы не памятники из его гробницы, имя Тутанхамона упоминалось бы только в узком кругу учёных-египтологов.

Витиевато резные алебастровые вазы в прихожей.

Ещё в начале XX века экспедиция американца Теодора Дэвиса обнаружила в «Долине царей», в тайнике под скалой, фаянсовый кубок, на котором значилось имя Тутанхамона. Неподалёку, в углублении скалы нашли запечатанные глиняные сосуды, в которых находились головные повязки плакальщиков и другие предметы, также с именем Тутанхамона, а в обнаруженной Дэвисом шахте-могиле отыскалась деревянная шкатулка. На обломках золотой пластинки, лежавшей в шкатулке, тоже значилось имя Тутанхамона.

Под Львом кровать, в прихожей несколько ящиков и сундуков, из черного дерева и слоновой кости кресло Тутанхамона

Модель лодки в сокровищнице гробницы.

Дэвис заключил, что открытая им могила-шахта и является местом погребения этого фараона. Но Говард Картер был убеждён в другом: все эти предметы использовались во время погребения фараона, а после завершения обряда были собраны, уложены в сосуды и спрятаны недалеко от гробницы. Следовательно, гробница Тутанхамона находится где-то поблизости!

Сундуки с вещами фараона
В феврале 1915 года Картер и Карнарвон приступили к планомерным поискам. Это был довольно смелый шаг: «Долина царей» к тому времени считалась хорошо изученной, здесь побывали десятки экспедиций, и весь учёный мир был убеждён, что время великих открытий в «Долине царей» миновало.


Тем не менее Картер и Карнарвон были твёрдо убеждены в успехе. «Рискуя быть обвинённым в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твёрдо надеялись найти совершенно определённую гробницу, а именно: гробницу фараона Тутанхамона», — писал впоследствии Картер.

Позолоченный бюст небесной коровы Mehet-Weret и сундуки стоят в сокровищнице гробницы.

Сундуки внутри казначейства.

Тщательно, метр за метром, его сотрудники обследовали «Долину царей». Всю территорию, на которой могла находиться гробница Тутанхамона, расчистили от грунта. Необследованным оказался лишь небольшой клочок земли, на котором стояли лачуги, где жили рабочие некрополя.

«Сезон проходил за сезоном, не принося результатов, — вспоминал Говард Картер. — Мы вели расколки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадёжной подавленности. Мы уже начали смиряться со своим поражением и готовились оставить Долину, чтобы попытать счастья в другом месте».

В «лаборатории», устроенной в гробнице Sethos II, и консерваторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй из прихожей.

Говард Картер, Артур Каллендер и Египетский работник обертывают одну из статуй для транспорта.

Картер, Callende, и двое рабочих убирают перегородку между прихожей и погребальной камерой

В тот день, когда археологи приступили к сносу хижин рабочих и раскопкам последнего нерасчищенного участка территории, было сделано открытие. 3 ноября 1922 года под первой же сломанной хижиной была обнаружена высеченная в скале ступенька. Когда лестницу расчистили, на уровне двенадцатой ступеньки показался дверной проём, замурованный и запечатанный печатью. Археологи стояли на пороге тайны…

Янв. 4, 1924
Говард Картер, Артур Каллендер и египетские работники открывают дверь сокровенной святыни и смотрят на саркофаг Тутанхамона.

Картер и Египетский работник тщательно закатать белье .

Картер, Каллендер и двое египетских трудящихся тщательно разбирают одну золотую святыню в погребальной камере.

«Внезапность этой находки так ошеломила меня, а последующие месяцы были так наполнены событиями, что я едва нашёл время собраться с мыслями и всё это обдумать», — писал Картер. Он осмотрел печать: это была печать царского некрополя с изображением шакала и девяти пленных. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то высокопоставленной особы.

Картер исследует саркофаг Тутанхамона.

Дрожа от нетерпения, Картер пробил в двери отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем. Это лишний раз доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Утром 6 ноября Картер отправил Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями. До Вашего приезда всё снова засыпано. Поздравляю».

Более двух недель провёл Картер в томительном ожидании. 23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью леди Эвелин прибыл в Луксор.24 ноября дверь была полностью расчищена. В её нижней части был обнаружен оттиск печати с ясно читаемым именем Тутанхамона. Сомнений не оставалось — это была гробница фараона.

Но радость открытия соединилась с большой тревогой: обнаружилось, что часть замурованного входа в гробницу оказалась дважды последовательно вскрытой, а затем вновь заделанной. Следовательно, грабители побывали в гробнице. Но успели ли они её разорить? — вот что теперь волновало исследователей.

Изображения от описания смещены вверх,чтобы разместить максимум фотографий сокровищь гробницы


«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати — шакал и девять пленников — были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялись, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз», — пишет Картер. Но то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить её полностью.


Расчистив галерею, археологи натолкнулись на вторую дверь, тоже опечатанную. Наступил решительный момент.

«Дрожащими руками, — вспоминает Картер, — я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин и Коллендер (египтолог, участник экспедиции. — Авт.), стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора.

Сначала я ничего не увидел. Тёплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были стройные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото! На какой-то миг — этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, — я буквально опешил от изумления.

Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: „Вы что-нибудь видите?“ Единственно, что я мог ему ответить, было: „Да, чудесные вещи“. Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоём, мы просунули внутрь электрический фонарь».

При свете фонаря из темноты возникли фантастические животные с горящими глазами, матово поблёскивающие большие статуи, массивный золотой трон, алебастровые и золотые сосуды… Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени. Словно часовые, стояли одна против другой две статуи из чёрного дерева, в широких золотых передниках, в золотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей. В темноте сияли инкрустированные белой пастой и алебастром глаза.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», — сказал Картер, когда первое волнение улеглось.

Его слова подтвердились, когда открыли дверь и луч света от сильной электрической лампы заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на матово поблёскивающих статуях, на алебастровых вазах… На пороге лежала гирлянда цветов — последняя дань усопшему.


Словно заворожённые, стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мёртвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни. Прошло немало времени, прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении не было ни саркофага, ни мумии…

Обойдя шаг за шагом все помещения, археологи обнаружили между статуями часовых ещё одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух», — вспоминал Картер.

27 ноября археологи обследовали дверь и убедились в том, что рядом с дверью, прямо на уровне пола, находится ход, тоже запечатанный, но позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители? Но что могло скрываться за этой дверью? И почему грабители попытались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними? Какое же неслыханное сокровище они искали, если даже спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении?

Картер и Карнарвон уже понимали, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное. Но, несмотря на сжигавшее их нетерпение, они решили действовать методично и последовательно.

Всю осень и зиму археологи планомерно расчищали гробницу и вывозили из неё находки, сделанные в первой камере. Здесь оказалось около семисот различных предметов. От пристани на Ниле прямо к гробнице Тутанхамона была проложена узкоколейная железная дорога, по которой тяжёлые ящики доставляли к специально зафрахтованному пароходу.

Расстояние было небольшое — всего полтора километра, но так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади неё разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки. Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в гробницу усопшего царя. Ещё через семь дней они были в Каире.

В пятницу, 17 февраля 1923 года, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек — учёные и члены правительства. Никто из них не подозревал, что именно суждено увидеть им через какие-нибудь два часа.

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать замуровку, скрывающую вход во второе помещение. Работа была тяжёлой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть», — пишет Картер. Через десять минут он просунул в расширенное отверстие электрический фонарь.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и непонятно: перед ним была… глухая стена! И только когда отверстие ещё больше расширили, все присутствующие увидели, что это была стена из чистого золота…То, что Картер первоначально принял за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самого огромного и дорогого в мире саркофага.

Понадобилось два часа тяжёлой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти. Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната.

Картер вошёл в неё первым. Перед ним возвышался сверху донизу покрытый листовым золотом саркофаг размерами 5,2 x 3,35 x 2,75 м, занимавший едва ли не всё помещение. Только узкий проход, шириной около 65 см, весь заставленный погребальными приношениями, отделял её от стены.

Расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери саркофага были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой Картер отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался ещё один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт. Но на этот раз печать была цела!Это был поистине звёздный час Картера и Карнарвона. Они обнаружили первое и пока единственное неразграбленное захоронение египетского фараона! Казалось, большего успеха невозможно было ожидать. Но тем не менее этот успех ещё ждал их!

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую дверь, которая вела в третье — помещение сравнительно небольшую по размерам комнату. «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы», — писал впоследствии Картер.

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырёх богинь-охранительниц. Их лица настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством».

Исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулась на несколько лет. Зимой 1926/27 гг. был вскрыт обитый золотом саркофаг. В нём находился второй, во втором — третий…

«Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию третьего ящика, — писал Картер. — Я, наверное, никогда не забуду этот напряжённейший момент нашей кропотливой работы. Я разрезал верёвку, удалил драгоценную печать, отодвинул засов, открыл дверцы и… перед нами оказался четвёртый ящик. Он был точно такой же, как и остальные, но только ещё роскошнее и красивее, чем третий. Впереди снова неизвестность…

Что скрывалось за незапечатанными дверями этого ящика? В страшном волнении я отодвинул засов. Медленно открылись дверцы. Перед нами, заполняя собой чуть ли не весь ящик, стоял огромный, совершенно целый саркофаг из жёлтого кристаллического песчаника. Казалось, чьи-то милосердные руки только что опустили его крышку. Какое незабываемое, великолепное зрелище! Золотое сияние ящика ещё больше усиливало впечатление. По четырём углам саркофага распростёрли крылья богини, словно защищая и охраняя того, кто спал здесь вечным сном».

84 дня понадобилось для того, чтобы убрать два верхних ящика и освободить погребальную камеру. Наконец, 3 февраля увидели царский саркофаг во всём его великолепии — высеченный из цельной жёлтой кварцитовой глыбы, 2,75 м длиной, полтора метра шириной и полтора метра высотой. Сверху он был прикрыт гранитной плитой.

В тот день, когда лебёдки начали поднимать эту плиту, вес которой составлял около 1,5 тонны, в гробнице снова собралось множество народу. «Когда плита начала подниматься, наступила мёртвая тишина. В первый момент всех охватило разочарование: ничего, кроме просмолённых полотняных бинтов. Но, когда бинты были размотаны, все увидели мёртвого фараона»…

Так показалось на первый взгляд. На свет появилась не мумия фараона, а его скульптурный портрет из золота. Золото ослепительно сверкало, и вся скульптура выглядела так, как будто её только что принесли из мастерской. В скрещённых руках фараон держал знаки царского достоинства: жезл и инкрустированную лазуритом и синей пастой плеть.

Синие лазуритовые полосы блестели на головной повязке царя. Лицо было сделано из чистого золота, глаза из арагонита и обсидиана, брови и веки из стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало в своей неподвижности маску, и в то же время оно было словно живое. Рядом лежал скромный венок — последнее «прости» любимому супругу от молодой вдовы…

Археологи сняли золотую крышку. Под ней оказалась вторая, изображавшая лежащего в богатом убранстве фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий гроб. В ходе этой работы её участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы. Причина этой поразительной тяжести стала ясна с первого взгляда: третий гроб длиной в 1,85 м был сделан из чистого массивного золота толщиной в три миллиметра. Трудно было даже приблизительно назвать стоимость этого сокровища.

Семь саркофагов, помещённых один в другой, вскрыли археологи, прежде чем добрались до восьмого, в котором лежала мумия фараона. Наступил последний решающий момент. Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышку гроба приподняли за золотые скобы. Перед археологами лежал Тутанхамон…

«Сложные и противоречивые чувства, овладевающие человеком в такие моменты, невозможно выразить словами», — вспоминал Картер. Он увидел «…благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с чётко очерченными губами». Оказалось, что Тутанхамон был небольшого роста и хилого сложения; в момент смерти ему было около 18–19 лет.

Мумию украшало просто невероятное количество драгоценностей. Лицо покрывала маска из кованого золота с портретными чертами фараона. Под каждым слоем бинтов обнаруживались всё новые и новые сокровища. Фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями!

Но ещё бо́льшие сокровища были найдены в гробнице Тутанхамона. Здесь находились бесчисленные предметы материальной и духовной культуры древних египтян, и каждый из них мог послужить достаточным вознаграждением за зиму тяжёлых археологических раскопок. Более того, египетское искусство целой эпохи было представлено здесь в таком многообразии и такими совершенными образцами, что Картеру было достаточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведёт к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

Мебель и посуда, ювелирные изделия, оружие, колесницы и модели кораблей — всё поражает разнообразием формы и красотой.

Изумительна по своему совершенству золотая маска царя с инкрустацией из лазурита. Прекрасна герма — поколенная статуя Тутанхамона, сделанная из дерева, покрытая грунтом и раскрашенная.

Невысокая корона, оставляющая открытыми раковины ушей, надвинута на лоб. Нежное лицо озарено сиянием больших чёрных глаз. Замечательна золотая статуэтка Тутанхамона, стоящего на чёрном леопарде. Сильный мускулистый зверь легко несёт хрупкую фигурку царя. Сочетание чёрного дерева с золотом удивительно красиво.

Самым оригинальным портретом Тутанхамона является маленькая головка, сделанная из дерева, покрытая тонким слоем гипса и раскрашенная. Подобно солнечному богу, фараон рождается из цветка лотоса. Тутанхамон здесь изображён совсем юным. Капризный рот тронут болезненной улыбкой, большие раскосые глаза внимательно смотрят вдаль. Это один из самых поэтичных образов, созданных в египетском искусстве.

Вход в гробницу Тутанхамона (в центре) лежит перед туристическим центром в египетской Долине Фараонов. Археолог Джон Ромер опасается, что Нил может затопить долину.

В гробнице Тутанхамона было обнаружено несколько моделей судов, сделанных из дерева: длинные барки с носом и кормой, украшенными цветами лотоса, предназначались для переправы к «полям блаженных». Четыре барки такой же формы, но снабжённые троном, должны были служить фараону во время ежесуточного следования за солнцем в его пути по небосводу. Из алебастра сделана барка, украшенная головами диких козлов. В центре её возвышается лёгкий балдахин, покоящийся на колонках с двойными капителями в виде цветов лотоса и папируса.

Не менее важной находкой были три больших ложа, о существовании их было известно и ранее из росписей на стенах гробниц, но найти их, однако, до сих пор не удавалось. Это были удивительные сооружения, с возвышением не для головы, а для ног. На одном из них красовались изображения львиных голов, на втором — коровьих, на третьем можно было увидеть голову полукрокодила-полугиппопотама.

На ложе были горой навалены драгоценности, оружие и одежда, а сверху лежал трон. Его спинка была так изумительно украшена, что Картер впоследствии утверждал: «Это самое красивое из всего, что до сих пор было найдено в Египте».

Роспись одного из ларцов изображает фараона на колеснице, охотящегося на львов. Эти сцены исполнены поразительного для египетского искусства динамизма: стремителен и неудержим бег царских коней

А вот и сама парадная колесница царя. Она была слишком велика, чтобы её можно было целиком внести в гробницу, и потому её, как и три других колесницы, распилили. В нижней части её кузов украшен вырезанными из дерева головами уродливого бога Беса. Головы позолочены, во рту виден ярко-красный язык, тёмно-красные глаза обведены полосами из фиолетовой пасты. На голове бога тиара из нежно-голубых и тёмно-фиолетовых перьев.

Снаружи колесница украшена рельефным орнаментом, состоящим из растительного узора и спиралей. На внутренней стороне колесницы помещено изображение фараона в образе сфинкса, наступающего на пленных ливийцев, негров и азиатов. Очень выразительны лицо пожилого ливийца со своеобразной, украшенной перьями причёской, курчавая голова негра и суровый профиль сирийца. И столь же типичны изображённые на посохе фараона азиат из слоновой кости и негр из чёрного дерева, символизирующие северных и южных противников Египта.

На спинке кедрового кресла, покрытого ажурной резьбой, изображена эмблема вечности в виде застывшей на коленях фигуры с протянутыми в обе стороны руками. А вот — символы загробного мира: позолоченная голова священной коровы и змеиное божество. Вот позолоченные статуэтки богинь-охранительниц…

Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу… Парадное оружие фараона — кинжалы, мечи, копья, украшенные золотом… Браслеты, перстни, нагрудные украшения… И ещё многие и многие художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и искусстве древних египтян: сундуки и ларцы, наполненные драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, амулеты, скарабеи — изображения священного жука.

«Единственным примечательным событием жизни Тутанхамона было то, что он умер и был похоронен», — сказал Говард Картер. Но даже если этого незначительного правителя похоронили с такой роскошью, то какие сокровища находились в гробницах великих фараонов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II? Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер было больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона. Но всем этим колоссальным богатствам суждено было на протяжении веков попасть в руки грабителей.

Жертвы проклятия:

. Канарейка Картера. Проглочена коброй в день открытия гробницы.

Лорд Карнавон
. Лорд Карнарвон, спонсор экспедиции. Умер через несколько дней в Каире он укуса москита. Перед смертью 57-летний меценат бредил и поминал имя Тутанхамона: «Я услышал зов, он влечет меня». В день смерти лорда в его родовом имении испустил дух его любимый фокстерьер.

Картер и Карнавон
Умерли от странных болезней после открытия гробницы: археолог Мейс (он сдвинул камень, заслонявший вход в главную камеру); американский миллионер Джордж Джей-Голд, приятель лорда Карнарвона; египтологи Артур Вейгалл и Жорж Бенедит.

Скончались в Англии в скором времени: Вестбрун, секретарь Картера (найден мертвым в своей постели), и его отец (выбросился из окна); рентгенолог Арчибальд Рейд, делавший снимки мумии; промышленник Джоэль Вуд (осматривал склеп); жена лорда Карнарвона и его сводный брат.

Мохаммед Ибрагим, директор археологического ведомства Египта, в 1966 году был сбит машиной. Его преемник Гамаль Мехрез в 1972 году умер от сердечной недостаточности после того, как золото фараона отправили на выставку в Лондон. Пилот Рик Лоури, перевозивший маску Тутанхамона в Англию, умер от инфаркта.


Шесть преступников в 1978 году пытались выкрасть из Каирского музея посмертную маску Тутанхамона. Двое внезапно умерли еще до суда, трое — в тюрьме. Лишь Адольф Зенгер вышел на свободу. Через несколько лет его нашли в каирском отеле — в луже крови, с разодранным ртом. На столе лежал листок: «Проклятие настигло меня. Догонит оно и других — всех, кто осмелился прикоснуться к саркофагу фараона Тутанхамона».

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/willynat/post392899142


Adblock
detector